В начале декабря по итогам заседания правительственной правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития и Федеральной налоговой службе подготовить изменения в систему применения бизнесом кодов ОКВЭД. Концепция этой реформы предполагает ряд новаций:
• сами коды предполагается определять по выручке от соответствующего вида деятельности компании;
• компаниям (а также ИП) нужно будет указывать те виды бизнеса, которые покрывают не менее 80% совокупной выручки и занимают в доходах более 10%;
• не предполагается вводить лимиты на количество указанных видов деятельности компании или ограничивать право вести деятельность, кроме лицензируемой, без привязки к ОКВЭД;
• основным будет считаться тот вид деятельности, от которого бизнес получает наибольшую выручку;
• при изменении структуры выручки более чем на 20 процентных пунктов бизнесу нужно будет официально ее обновить и уточнить коды ОКВЭД;
• для некоммерческих организаций (НКО) коды будут присваиваться исходя из численности работников по тому или иному виду деятельности, а основным ОКВЭД будет тот, где зарегистрировано больше всего персонала;
• на платформе ФНС будет запущен специальный сервис, который поможет правильно определить виды деятельности для регистрации в реестре. Для впервые регистрирующихся будет работать интерактивный помощник;
• пользователи сервиса смогут интегрировать свои системы бухгалтерского учета с инструментами ФНС, чтобы автоматизировать процедуру отчетности;
• из девяти форм подачи отчетности останется пять, три из них будут формироваться автоматически с помощью цифровых сервисов ФНС;
• единый реестр данных об ОКВЭД будет вестись ФНС, подтверждение кодов будет производиться ежегодно — для крупного и среднего бизнеса, при изменении выручки более чем на 20% по видами деятельности — для микро- и малых преприятий.
Необходимость реформирования системы ОКВЭД обнаружилась во время пандемии, когда основной код ОКВЭД стал подтверждением принадлежности к пострадавшей отрасли, предприятия которой могли претендовать на субсидии, льготные кредиты и другие меры поддержки. Значительной части компаний из-за несоответствия формальной (по сведениям в ЕГРЮЛ) и реальной деятельности в помощи было отказано.
По словам главы ФНС Даниила Егорова, единой «точкой», где можно будет заявить о видах экономической деятельности, станет налоговая служба. Остальные виды отчетности, в частности для Фонда социального страхования, уйдут в прошлое.
ФНС, по словам Егорова, вместе с поставщиками ERP-систем (программное обеспечение для управления бизнес-процессами, в том числе учета денежных потоков) разрабатывает решения, которые позволят автоматизировать предоставление информации о видах деятельности.