Минпромторг предложил меры по спасению российского бизнеса во время пандемии

Глава Минпромторга Денис Мантуров обратился к премьеру Михаилу Мишустину с просьбой о мерах поддержки для розничного сектора и связанных с ним бизнесов. Обороты компаний уже упали на 50–80%, и в отрасли начались сокращения.


Министерство промышленности и торговли попросило правительство безотлагательно принять меры дополнительной поддержки участников потребительского рынка. Из-за введения государством мер по борьбе с коронавирусом и временного ограничения работы части предприятий потребительского сектора падение оборотов компаний рынков общественного питания, торговли (кроме продуктовой розницы) и бытовых услуг, как зафиксировало министерство, сегодня доходит до 80%, говорится в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина от 27 марта 2020 года.


В обращении Мантуров констатирует, что всероссийские «каникулы», действующие с 28 марта по 5 апреля, а также последующий спад потребления, который продлится не менее полугода, «приведут к финансовому краху» предприятий торговли и общепита, а вместе с ними и владельцев ТЦ. Министерство вместе с представителями профильных ассоциаций и владельцами компаний непродовольственной розницы и общественного питания подготовило необходимые для поддержки отрасли меры, которые должны действовать с 28 марта по 28 сентября 2020 года.

Какие компании уже пострадали


По данным министерства, помощь нужна всем компаниям из всех сегментов бизнеса, как крупных сетевых, так и малых, обслуживающих потребителей: от производителей товаров, логистов и розницы до ресторанов и гостиниц, а также ТЦ. «Нам сейчас необходимо дать возможность «встать на паузу» предприятиям всего потребительского рынка (кроме продуктовой торговли)», — констатирует Мантуров. В текущих условиях у компаний из-за падения оборотов на 50–80% в зависимости от региона наступил кассовый разрыв, а значит, невозможность работы и уплаты налогов.


Как пишет Мантуров, отсрочка налогов приведет лишь к отложенным банкротствам, а не к решению проблемы. Кроме того, уже сейчас в компаниях сектора начались сокращения персонала — оценочно оно составляет в текущий момент 20%. Министр считает, что «противодействие этому приведет лишь к ухудшению ситуации».

Минпромторг предлагает не относить к группе «смертельного риска» продуктовый ретейл и интернет-торговлю, несмотря на испытываемые ими сложности. Однако их бизнес должен быть сохранен полностью, иначе под угрозой окажется продовольственная безопасность страны.

Какие меры предлагает Минпромторг


По результатам консультаций с бизнесом Минпромторг направил в правительство следующие предложения по экстренной поддержке потребрынка:


  • Налоговые послабления. В частности, предлагается отменить на полгода начисление НДС и НДФЛ, а также налоги на прибыль и имущество;
  • Послабления в трудовых отношениях. Разрешить работодателям отпускать сотрудников в вынужденный отпуск на срок до шести месяцев с выплатой соцзащитой специальных пособий размером до 80% заработной платы;
  • Разрешить бизнесу сокращать персонал с уведомлением за 15 дней и без компенсационных выплат;
  • Обеспечить льготное рефинансирование и реструктуризацию долгов в указанных отраслях, установить максимальную ставку кредитования на уровне 8%;
  • Отменить платежи по аренде для всех предприятий сектора, кроме продуктовой розницы, и предоставить арендодателям каникулы по обслуживанию кредитных обязательств;
  • Разрешить непродовольственному ретейлу не продолжать операционную деятельность магазинов, если это экономически нецелесообразно. Ввести меры поддержки для сохранения центральных офисов, чтобы они смогли восстановить после кризиса бизнес сетей;
  • Сохранить работу всей продуктовой розницы в случае карантина;
  • Не допустить снабжения по нормам. По мнению участников рынка, такая мера «похоронит продовольственный сегмент целиком»;
  • Освободить малую торговлю и общепит от административных мер;
  • Отменить сезонные ограничения для грузового транспорта и пропускной режим по всей России;
  • Отложить предустановку российского программного обеспечения на электронику и бытовую технику.



Производители продукции обращают особенное внимание на то, что в государственной защите сегодня нуждаются и поставщики продовольствия. «На наш взгляд, аналогичные меры должны быть введены и в отношении производителей продовольственных товаров. Вместо участившихся проверок производителей со стороны профильных ведомств, которые мы наблюдаем сегодня, нам необходимо оказать им не меньшую поддержку», — отмечает Дмитрий Леонов, зампред правления Руспродсоюза.

По подсчётам экспертов, «коронавирусные каникулы» обойдутся российской экономике как минимум в 900 млрд рублей, или 0,8% ВВП. При этом в реальности падение может оказаться гораздо больше, поскольку в России закроются торговые центры, рестораны и кинотеатры, которые обычно сглаживали эффект долгих каникул.


Источники: РБК, Секрет фирмы

Нет комментариев
Добавить комментарий